Техническими регламентами установлены требования к изготовлению конструкции, формам и периодичности проведения оценки соответствия лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, но при этом не установлены конкретные требования
к организации их безопасной эксплуатации, в том числе к квалификации работников. Такие требования к безопасной эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту опасных технических устройств зданий
и сооружений, установлены Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 743.
Федеральным законом от 6 марта 2019 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
в части установления административной ответственности
за нарушение требований организации безопасного использования
и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов,
за исключением эскалаторов в метрополитенах» установлена административная ответственность за нарушение требований Правил, а также определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с их нарушением.
При этом вид государственного контроля (надзора), при осуществлении которого выявляются нарушения требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий
и сооружений, до настоящего времени не определен, в связи с чем
в соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 г.
№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) соблюдение обязательных требований к безопасной эксплуатации опасных технических устройства зданий и сооружений не проверяется, что создает предпосылки
к ненадлежащему выполнению владельцами опасных технических устройства зданий и сооружений обязанностей по обеспечению безопасности указанных технических устройств в части организации их осмотра, обслуживания
и ремонта, подготовки квалифицированного персонала по обслуживанию, проведения периодического технического освидетельствования, что в свою очередь создает риск причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В целях создания правовых оснований для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования
и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, устанавливаемого Федеральным законом № 548, Ростехнадзором разработан проект постановления, положения которого направлены на:
установление требований к организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования
и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений
в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ;
определение предмета федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, в том числе отнесение к его предмету требований технических регламентов;
установление особенностей осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования
и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний.
Проект постановления не устанавливает ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации обязанностей, запретов или ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не содержит норм, вводящих дополнительные и пересматривающих действующие виды ответственности за нарушение обязательных требований.
Срок вступления в силу проекта постановления синхронизирован
со сроком вступления в силу Федерального закона № 548.
Проект постановления не противоречит положениям Договора
о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие проекта постановления будет способствовать повышению уровня безопасности при эксплуатации опасных технических устройств зданий и сооружений и достижению целей и задач государственной программы Российской Федерации «Защита населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 300.
Реализация предлагаемых проектом постановления решений не приведет
к негативным социально-экономическим последствиям, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.